Счетчики




Журавль в небе

Главным препятствием на пути развития навигационной системы ГЛОНАСС по-прежнему остается отсутствие абонентских терминалов. Попытки развернуть их массовое производство в России до сих пор не увенчались успехом. А значит, дальнейшая судьба этого масштабного нацпроекта во многом зависит от ответа на вопрос: где взять недорогие, компактные и удобные в использовании ГЛОНАСС-навигаторы?

Ответ на него без труда можно было бы найти в азиатских странах. Однако идеологи ГЛОНАСС всячески стараются избежать повторения пути развития GPS и не желают отдавать выпуск навигаторов и начинки для них на откуп восточным левшам. Словами незабвенного товарища Сухова они укоризненно напоминают о тонкости и деликатности этого дела. Проект развития национальной спутниковой системы навигации сулит рост ВВП, появление новых рабочих мест и дополнительных налоговых отчислений, а также контроль над очень перспективным розничным рынком. Но если за дело возьмутся предприимчивые китайские и тайванские производители, на всех этих радужных перспективах можно будет смело ставить крест. Если, конечно, процесс производства и распространения не будет контролироваться кем-то из российских инвесторов. Таким, к примеру, как АФК "Система", которая обладает опционом на выкуп доли одного из китайских заводов. Ближе к концу года на нем планируется запустить производство мобильных телефонов со встроенными чипами ГЛОНАСС/GPS.

Впрочем, АФК "Система" не ждет у Желтого моря погоды и параллельно ведет переговоры с германской компанией Infineon Technologies AG о совместном производстве автомобильной и промышленной электроники со встроенными чипами ГЛОНАСС/GPS. Об этом Владимиру Путину на днях лично сообщил основной владелец АФК "Система" Владимир Евтушенков. По его словам объединение усилий двух европейских держав поможет ГЛОНАСС выйти на международный уровень и устранить дефицит современного абонентского оборудования. Все это, конечно, замечательно, но надо понимать, что в общении с премьер-министром российские чиновники и коммерсанты готовы обещать что угодно, вплоть до внеочередного запуска "Звезды Смерти" и скорейшего покорения галактики. Так уж действует на них харизматичный экс-президент.

В данном конкретном случае не вполне очевидно, чем такое сотрудничество может быть интересно германскому предприятию. В последнее время оно озабочено плачевной финансовой ситуацией, сложившейся у производителя чипов памяти Qimonda, 77% которого принадлежат Infineon. А вот мотивы АФК "Системы" более-менее прозрачны: российский инвестор давно проявляет неподдельный интерес к активам в секторе высоких технологий. Опыт сотрудничества с Infineon у "Системы" уже есть. Например, в 2005 году входящий в ее состав "Ситроникс" (в те времена еще "Концерн Научный центр") договорился с немцами об использовании их технологии при производстве модулей чипов для пластиковых карт на заводе "Микрон". Ну а в прошлом году в СМИ и вовсе прошла информация о том, что "Система" присматривается к Infineon и даже изучает возможность ее приобретения. Любопытно, что обострение интереса к германскому предприятию последние два года подряд случается с "Системой" в канун 9 мая. Наверное, просто совпадение.

Так или иначе, никаких конкретных соглашений с Infineon о производстве оборудования ГЛОНАСС пока что нет, поэтому рынок вынужден довольствоваться тем, что имеет. Информация из стана отечественных разработчиков поступает довольно вяло. Например, в начале этого года компания SPIRIT Telecom сконструировала компактный ГЛОНАСС/GPS-модуль DuoStar-2000, однако его рыночная цена остается под вопросом, поскольку она напрямую зависит от объемов производства. Между тем, для того чтобы на базе этой разработки создавать много хороших и разных абонентских устройств российским производителям необходима современная элементная база, которой в нашей стране, увы, нет. А цены на импортные электронные компоненты, как известно, кусаются. Как в таких условиях решить проблему окупаемости производства оборудования ГЛОНАСС пока не очень понятно. Однако решать ее надо и очень быстро, поскольку время, отпущенное на реализацию федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система", безвозвратно утекает. Не исключено, что ответ на этот и другие вопросы очень скоро прозвучит в ходе Международного Форума по спутниковой навигации, который состоится в рамках выставки "Связь-Экспокомм-2009".

Информация с сайта www.comnews.ru.

Автор оригинального текста: Данила Шеповальников.