Счетчики




Интервью с Начальником отдела крупносерийного сборочного оборудования Предприятия Остек Евгением Липкиным

В 2007 году Предприятие Остек провело оптимизацию ассортимента автоматов установки компонентов и вывело на российский рынок известное во всем мире, но новое для отечественных производителей электроники оборудование компаний FUJI Machine (Япония) и SAMSUNG TechWin (Южная Корея). Теперь, по прошествии года, мы побеседовали о результатах этих событий с Евгением Липкиным, возглавляющим в Предприятии Остек отдел крупносерийного сборочного оборудования.

ЭЛИНФОРМ: Небезызвестно, что для потребителя, в особенности российского, выбор автомата для установки компонентов является ключевым моментом, и смена поставщиков такого оборудования – серьезный шаг, результаты которого можно оценить только по прошествии некоторого времени. Если бы Вы знали эти результаты год назад, Вы бы решились на это?

Евгений Липкин: Однозначно, да.

ЭЛИНФОРМ: В чем была цель таких изменений?

Евгений Липкин: Смена поставщиков не была самоцелью. Наша главная цель – это обеспечение максимального качества и оперативности предоставления услуг по техническому оснащению и обслуживанию предприятий, производящих современную электронику. В этот процесс вовлечены множество участников: производитель оборудования, дистрибьюторы разных уровней, компании, предоставляющие транспортные и логистические услуги, сервисные службы производителей, дистрибьюторов и интеграторов и так далее. Если в этой сложной цепочке появляется хотя бы одно слабое звено, то, независимо от качества работы остальных звеньев цепи, страдает клиент. В случае выявления таких слабых звеньев, мы инициируем конструктивный диалог с партнерами и ищем приемлемое для всех решение возникшей проблемы. В большинстве случаев нам это удается, но, к сожалению, не всегда исход положительный. К сожалению, так случилось в этом случае: после 2 лет ведения переговоров мы не смогли прийти к приемлемому для всех решению, и нам пришлось расстаться с нашим прежним партнером. При этом было сделано все возможное для того, чтобы это никаким образом не отразилось на наших клиентах.

ЭЛИНФОРМ: Что является причиной того, что в отлаженных цепочках появляются «слабые звенья»?

Евгений Липкин: Как технологии, так и рынок идут вперед, постоянно совершенствуется качество услуг, у потребителей появляются новые требования. Но многие компании, к сожалению, не могут, ни хотят или просто не успевают за бурно развивающимся рынком. Иногда причины кроются в отсутствии ресурсов на внутренние преобразования в организации и/или на усовершенствование оборудования; иногда в проблемах системы управления компании или просто в равнодушном отношению к проблемам заказчиков, такое, как ни странно, тоже встречается.

ЭЛИНФОРМ: Как Вы оцениваете сегодняшнее положение оборудования Samsung и Fuji на рынке России?

Евгений Липкин: Я думаю, лучший показатель положения на рынке, это результаты продаж оборудования. Несмотря на смену поставщиков, объем продаж автоматов установки компонентов за прошлый год не уменьшился, а увеличился. Это то, что касается автоматов SAMSUNG нового поколения SM серий 300 и 400. Что же касается FUJI, то уже целый ряд крупных российских компаний приобрели автоматические сборочные линии на базе сборочной платформы NXT.

ЭЛИНФОРМ: Не секрет, что российские компании часто с недоверием относятся к новым брендам и предпочитают проверенные марки, в особенности относительно дорогостоящего оборудования. Как удалось вызвать такой интерес у российских производителей электроники к оборудованию, лишь недавно появившемуся на рынке?

Евгений Липкин: В принципе, ничего удивительного нет. Российская электронная отрасль развивается, и ее развитие проходит по европейскому пути. Наши производители начали оценивать интеграторов и поставщиков оборудования и осуществлять выбор техники по тем же критериям, что и их западные коллеги. Как известно, Samsung TechWin и FUJI Machine являются признанными мировыми лидерами в сфере сборочного оборудования. Это касается в первую очередь надежности оборудования, технических возможностей, эффективности эксплуатации и, как результат, гигантского парка работающих машин по всему миру.

После появления оборудования этих марок в нашей стране, оно заняло своё место, а результаты продаж в России лишь отражают мировой статус-кво. Это подтверждается еще и тем, что многие российские компании, работающие на оборудовании других марок, перешли на новую платформу оборудования.

ЭЛИНФОРМ: И снова вопрос про особенности отечественного рынка. Существует мнение, что российские потребители в первую очередь смотрят на цену. Вы же предлагаете только оборудование класса Hi-End. Как удается конкурировать с моделями более низкого ценового диапазона, так широко представленного на российском рынке?

Евгений Липкин: Вы очень правильно подметили, что это оборудование относится к разным классам. Различия в цене отражают существенные различия в функциональности, производительности, системе безопасности оператора и оборудования, качестве сборки, испытаниях проводимых на производстве, а также в качестве комплектующих, используемых при производстве оборудования. Встречал ряд случаев, когда снижение цен было вызвано отсутствием спроса на оборудование, но это скорее должно настораживать, чем стимулировать.

Автоматы экономичного класса актуальны в период становления бизнеса, когда финансовые ресурсы ограничены. И то, что многие российские компании находятся сейчас или лишь недавно прошли этот этап, и является причиной мнения о первостепенности цены при выборе оборудования. Однако, это компромисс, за который придется расплачиваться по мере развития компании и повышения уровня производства. Часто, после приобретения автомата экономичного класса, линия оснащается более продвинутой моделью.

В ряде случаев более целесообразно было бы сразу приобрести полнофункциональный автомат. Мне известны случаи, когда в условиях ограниченной площади цеха и острой потребности в увеличении мощностей компаниям пришлось заменить один автомат в линии на другой, более производительный. При этом старый автомат превратился в неиспользуемую «мебель».

Действующие же, вставшие на ноги, предприятия, не идут на приобретение автоматов с ограниченными возможностями.

Предприятие Остек никогда не ставило задачу поставлять самое дешевое оборудование, мы ставили задачи поставлять самое лучшее оборудование, обеспечивающее высокую эффективность использования и, как результат, удовлетворенность и успешное развитие наших клиентов.

Кстати, в модельном ряду автоматов Samsung есть экономичное решение SM-321F, имеющее пониженную производительность по отношению к собратьям (16 800 комп./час по IPC9850), но, что важно, не ограниченное в функциональности и прочих ключевых особенностях автомата.

ЭЛИНФОРМ: Если оценивать ситуацию на российском рынке сборки электроники, то какие бы ключевые тенденции сегодняшнего дня Вы выделили бы?

Евгений Липкин: Главная, наиболее значимая, на мой взгляд, тенденция это приход на российский рынок крупных мировых производителей электроники. Приход глобальных игроков грозит кардинальными качественными изменениями в отрасли, а также серией заметных сделок по слиянию и поглощению.

Для успешной работы и ведения бизнеса в конкурентной среде отечественным предприятиям придется брать не количеством, а качеством и эффективностью. В свое время каждый из нынешних мировых лидеров не жалел средств и времени на исследования в области обеспечения максимальной эффективности производства. Работы велись в таких направлениях, как получение максимальной производительности с единицы площади, обеспечение минимальных потерь компонентов и материалов в процессе производства, снижение себестоимости операции сборки, повышение качества и т.д. Благодаря постоянному совершенствованию в данных направлениях эти компании успешно конкурируют и завоевывают рынки в десятках стран мира.

Сегодня они пришли в Россию со всеми своими наработками, но отечественным производителям практически нечем ответить. Конечно, не всем «повезет» ощутить на себе давление мощнейшей конкуренции, но тем, кто работает на рынках автомобильных компонентов, бытовой электроники, телекоммуникации, серийной промышленной электроники и других рынках с высокой емкостью, скорее всего, придется держать удар.

ЭЛИНФОРМ: Что бы Вы посоветовали предпринять российским производителям, чтобы выдержать этот удар?

Евгений Липкин: Главное, не надо изобретать велосипед. Нужно также работать над повышением эффективности производства. Сегодня есть возможность сделать это быстрее, пользуясь современными технологиями, знаниями и опытом специалистов в области организации производства.

ЭЛИНФОРМ: Вы сейчас рассказали о тенденциях, связанных с влиянием, можно сказать, внешних фактором. А есть ли заметные изменения, связанные с эволюцией самого российского рынка и его участников?

Евгений Липкин: Безусловно, есть. Наша компания на себе очень явно ощущает движение в сторону интеграции услуг и предпринимает действия для того, чтобы соответствовать этой эволюции. Сегодня у нас все реже покупают просто оборудование. Клиенты все чаще приходят к нам за решением своих производственных задач. Это и обеспечение требуемой производительности при целевой себестоимости сборки, и внедрение какой-либо технологии в производственном процессе с учетом нюансов существующего производства, и строительство завода «под ключ» начиная с подготовки помещения и заканчивая обучением персонала с нуля, и отладка всех базовых процессов.

На сегодняшний день под каждый такой запрос формируется проектная группа из профильных специалистов, в том числе инженеров в области проектирования производств и технологов. В структуре Предприятия Остек уже существуют строительное подразделение («ФАБЦЕНТР»), технологический центр, отдел обучения, группа проектирования сборочных производств, отдел комплексных решений.

Для решения задач на таком высоком уровне нам необходимо обеспечить высокий профессионализм наших специалистов, так как на их плечах лежит груз ответственности за успех бизнеса наших клиентов. Основная часть их обучения проходит за рубежом либо в непосредственном контакте с иностранными партнерами. В обучении мы стараемся исходить из современных методик, используемых в Европе. Например, наши сотрудники отделов обучения и технологического центра имеют сертификаты наиболее авторитетного института IPC.

Сегодня, обращаясь в Остек с запросом на оснащение сборочного производства, можно получить выверенное техническое решение, учитывающее стоящие перед клиентом задачи, специфику предприятия и современные технологии организации сборочных производств.

06.05.2008 г.