Счетчики




Проект ЛАЭС-2 на стадии завершения

Недалёк тот день, когда начнётся сооружение замещающих мощностей Ленинградской атомной станции. В качестве генерального проектировщика ЛАЭС-2 выступает ФГУП «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ». По вопросам, связанным со строительством новой атомной станции, мы беседовали с директором ФГУП «СПбАЭП» С. В. Онуфриенко.

- Сергей Викторович, проект базируется на реакторе ВВЭР-1000. Какие усовершенствования этого реактора позволяют развить его электрическую мощность до 1150 МВт?

- Одним из технических мероприятий, которые в совокупности дают прирост мощности на 10%, является увеличение корпуса реактора и повышение глубины выгорания.

- На какой стадии сейчас находится проект ВВЭР-1150?

- По договору с концерном «Росэнергоатом» в июне этого года мы должны завершить разработку проекта. Затем предстоит экспертиза Росстроя, Ростехнадзора и т. д.

- Может быть начато строительство станции до завершения этих экспертиз?

- В атомной энергетике под началом строительства понимают закладку первого куба бетона в основание корпуса реакторного отделения. Согласно Федеральной целевой программе, первый бетон должен пойти в 2008 году. Этому предшествует по крайней мере годовая работа, включающая строительство дорог, рытьё котлована, устройство дренажей, армирование. Все эти работы не идут в счёт срока сооружения электростанции, но включены в обоснование инвестиций, которое мы подготовили и представили на рассмотрение.

- В районе сооружения ЛАЭС-2 придётся менять транспортную схему. Входят ли в стоимость строительства станции средства, необходимые для этого?

- В стоимость строительства включены средства, необходимые для выполнения всего, что влияет на безопасность станции, что должно быть реализовано ради станции. В том числе, перенос железной дороги, идущей на Котлы.

- Почему же стоимость строительства энергоблока в нашей стране оказывается ниже, чем в среднем по Европе?

- Основная причина в том, что у нас более дешевая рабочая сила и ниже стоимость оборудования. Это две важные статьи расхода. Но в настоящее время наблюдается тенденция к выравниванию этих показателей.

- Кто будет инвестировать строительство ЛАЭС-2?

- Сейчас это государство. Возможно, в будущем можно будет использовать смешанный капитал с привлечением частных инвестиций. Но прежде чем дать деньги, инвесторы должны убедиться в эффективности вложения рубля. Поэтому атомная станция будет строиться в том случае, если в данном месте, с заданными характеристиками ничего более эффективного построить нельзя.

- Сергей Викторович, первоначально для сооружения на ЛАЭС-2 готовили проект ВВЭР-1500. Окончательное решение принято в пользу ВВЭР-1150. В чём сложность создания реактора большой мощности?

- Мощность, которую можно снять с реактора, сильно не меняя оборудование, составляет 1150 МВт. Дальнейшее увеличение мощности потребует серьёзного изменения как самого реактора, так и оборудования, необходимого для снятия такой мощности: парогенераторов, насосов, трубопроводов и турбин. Разработка проекта ВВЭР-1500 уже велась. Объём исследовательских работ, который потребуется для строительства ВВЭР-1500, весьма значителен и требует много времени. Поэтому строить будем ВВЭР-1150. Это то, что уже достигнуто и апробировано.

- В нашей стране приоритет отдаётся именно водо-водяным реакторам ВВЭР? Будут ли развиваться технологии реакторов на быстрых нейтронах?

- В целевую программу заложены в основном водо-водяные реакторы ВВЭР. К 2015 году двадцать энергоблоков будут построены или будут на стадии строительства. Один из них — реактор на быстрых нейтронах БН-800. Остальные — ВВЭР. Можно развивать все технологии, но основной упор делать на одну. Ведь во всём мире по объективным причинам наиболее приоритетны именно водо-водяные реакторы под давлением.