Счетчики




Чубайса заменят?

Скоро в России появится уполномоченный государственный орган по контролю за экспортом электроэнергии. Не исключено, что для этого будет создана еще одна спецкомиссия под председательством вице-премьера Виктора Христенко, а возможно, функции уполномоченного органа будут переданы Федеральной энергетической комиссии или Министерству экономического развития и торговли, а возможно, и Министерству энергетики. Как бы то ни было, уже сегодня перед отечественными ведомствами открывается перспектива поспорить за право рулить энергетическим экспортом. Руководство ФЭК в гонку за право быть уполномоченным уже включилось. Комиссия разработала собственный проект положения об экспорте, “учитывающий прежде всего интересы отечественных потребителей, ориентированный на приоритетную поставку относительно дешевой электроэнергии на нужды национальной экономики”. ФЭК выступает за государственное регулирование экспорта электроэнергии, отмечая, что положения о такой деятельности у нас пока не существует и РАО “ЕЭС России” “фактически монополизировало экспорт электроэнергии, взяло под свой контроль все финансовые потоки, связанные с экспортным оборотом электроэнергии”. Действительно, по ныне действующему законодательству, единственным участником электроэкспортной деятельности является именно РАО “ЕЭС России”. А концерн “Росэнергоатом”, с которым на протяжении всего прошлого года энергохолдинг ссорился по поводу поставок электроэнергии в Грузию, может лишь распределять экспортную выручку, получаемую пропорционально доле на оптовом рынке, между отдельными атомными станциями. Для осуществления экспортных поставок электроэнергии атомщики должны заключать с РАО ЕЭС агентские договоры. Теперь же законы об электроэнергетике, о регулировании тарифов, поправки к Гражданскому кодексу и другим нормативным актам изменят в целом всю систему взаимоотношений участников российского рынка электроэнергии. Очевидно, право на заключение прямых экспортных контрактов получат все производители электроэнергии, а для координации этой деятельности появится уполномоченный орган федеральной власти, поясняют в РАО ЕЭС. В его пользу будут перераспределены нынешние полномочия энергохолдинга, который, кстати, прекратит свое существование в результате реструктуризации. Таким образом, давний спор между РАО ЕЭС и атомщиками сойдет на нет, так и не породив чего-либо конструктивного. Напомним, что в апреле прошлого года “Росэнергоатом” заключил контракт с фирмой-посредником на поставку электроэнергии в Грузию сроком на пять лет. Поставки по нему должны были начаться в июле и до конца года составить 900 млн. кВт/ч. Однако накануне подписания атомщиками контракта РАО ЕЭС заявило, что намерено экспортировать в нынешнем году 18,5 млрд. кВт/ч электроэнергии, в том числе 550 млн. - в Грузию. В результате энергохолдинг отказался осуществлять услуги по транспортировке электроэнергии, производимой на АЭС. За этим, как известно, последовали обращения в антимонопольные органы и суды. А на днях вышли два постановления арбитража, которые, по сути, делают продолжение тяжбы бессмысленной. В одном случае РАО ЕЭС было отказано в иске к Федеральной энергетической комиссии. Энергохолдинг требовал признать недействительными постановления и предписания комиссии, принятые в связи с тем, что, по мнению ФЭК, РАО нарушило Федеральный закон “О естественных монополиях”, отказавшись заключить договор с концерном “Росэнергоатом” на услуги по передаче электроэнергии. В другом постановлении арбитраж отказал концерну “Росэнергоатом” в иске о взыскании с РАО “ЕЭС России” 76,3 млн. руб. упущенной выгоды по контракту на поставку электроэнергии в Грузию. Как отмечают в РАО ЕЭС, экспорт российской электроэнергии в прошлом году увеличился в 1,3 раза по сравнению с позапрошлым (до 17,9 млрд. кВт/ч). Одновременно объем экспортных поставок “Росэнергоатома” снизился с 3,7 до 1,2 млрд. кВт/ч. А при этом российские атомные станции выработали в прошлом году на 4,7% электроэнергии больше, чем в предыдущем. В этой ситуации РАО ЕЭС предлагает “Росэнергоатому” не беспокоиться и подождать, пока государство не установит новые правила взаимоотношений. “Такой подход позволит не только сохранить традиционные рынки сбыта, но и избежать экономически не обоснованной в данном случае конкуренции”, - отмечают в РАО “ЕЭС России”.