Счетчики




ЭКСПО-2010 в Шанхае приняла «ЭКСПО-VIP» клуб из России

8 сентября 2010 года в российском павильоне на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае (КНР) прошло заседание «ЭКСПО-VIP» клуба, в котором принял участие президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, академик Е.М. Примаков.

На заседании присутствовали руководители Департаментов Правительства Москвы — Л.А. Бочин (Департамент природопользования и охраны окружающей среды) и Е.А. Пантелеев (Департамент науки и промышленной политики), эксперты Министерства промышленности и торговли РФ, а также представители руководства ТПП РФ и нескольких крупнейших российских СМИ, в т.ч. газеты «Известия» и «Российской газеты».

Выставочное сообщество было представлено исполнительным директором Российского союза выставок и ярмарок, руководителями ведущих выставочных компаний и операторов, работающих на российском рынке, таких как ЦВК «Экспоцентр», ОАО «ГАО ВВЦ», ГП «РЕСТЭК», ООО «АйТиИ», ООО ВЦ «Пермская ярмарка», ВЦ «Краснодар ЭКСПО».

В работе клуба принял участие Генеральный комиссар российской секции на ЭКСПО-2010 В.П. Страшко.

«Переход России к инновационной экономике должен сопровождаться активизацией выставочной деятельности», — такое мнение высказал, выступая перед членами «ЭКСПО-VIP» клуба Президент ТПП РФ Е.М. Примаков. Инновации, пропаганда инноваций, пропаганда всего, что связано с изменением структуры нашей экономики, — все это необходимо и нужно показывать, считает глава ТПП России. Выставки — это не просто «посмотрел и ушел». По его словам, выставки — это обсуждения и форумы, это привлечение специалистов и инвесторов, это контракты. В своем выступлении Е.М. Примаков подробно остановился на общеэкономической ситуации в России, которая оказывает существенное влияние на все отрасли, в том числе и на выставочную.

Развёрнутое сообщение на «ЭКСПО-VIP» клубе сделал председатель его попечительского совета, Генеральный директор ЦВК «Экспоцентр» В.Л. Малькевич.

«Связь между выставками и экономикой, — отметил вначале своего выступления В.Л. Малькевич, — многомерна. Выставки как катализатор служат развитию экономики в целом».

Приведя статистику негативного влияния кризиса на показатели выставочно-конгрессной деятельности в целом по России, генеральный директор «Экспоцентра» указал на некоторые позитивные моменты, которые обозначились в последнее время. Так, в связи с более быстрым выходом стран еврозоны из кризиса, есть определённый рост участников-экспонентов, представляющих данный экономический регион мира. Географически, в страновом разрезе участие в российских смотрах в среднем выглядит так: страны Европы — 53% участников, Азия — 25,5%; СНГ — 16,4%.

В.Л. Малькевич высоко оценил работу исполнительного директора Российского союза выставок и ярмарок Л.С. Смородовой по подведению предварительных итогов выставочной деятельности в Российской Федерации во 2-ом квартале 2010 года по сравнению с тем же периодом 2009 года. «Рост выставочных площадей у нас в России составил 7%, иностранных участников — 9%, — констатировал докладчик. — Остальные данные, к сожалению, сохранили отрицательную динамику».

Председатель попечительского совета «ЭКСПО-VIP» клуба особо обратил внимание собравшихся на такой положительный момент, как рост числа смотров за счёт новых крупных инновационных проектов. «Это большой плюс, — сказал В.Л. Малькевич. — Отличились такие выставочные компании, как «РЕСТЭК», «Ленэкспо», ВВЦ, «Металл-Экспо», «Кузбасская ярмарка», «Казанская ярмарка». Они вместе дали 55 000 кв. метров по этим проектам. Это половина. Вторая половина — 53% — это «Экспоцентр».

Продолжив разговор об особом значении выставок в подъеме экономической активности в России, В.Л. Малькевич, в частности, сказал: «Важнейшее измерение — это выставки как инструмент прямого маркетинга. Они служат катализатором развития отдельных отраслей и экономики в целом. При правильной постановке дела система целевых смотров предшествует и сопровождает приоритетные векторы развития. По данным американского Центра изучения выставочной индустрии, 87% руководителей компаний считают выставки источником новой отраслевой информации, отмечая при этом, что выставки значительно уменьшают разрыв от выхода на рынок до заключения сделок. Существует одна, ещё более тонкая зависимость между валовым внутренним продуктом и выставкой. Те операторы, которые предвидели будущее экономики и правильно определили точки роста и перспективы развития, не только не потеряли, но даже в какой-то мере выиграли. Изменилась структура выставочной программы, появились новые проекты по инновационной тематике: лазерная техника, энергосбережение, нанотехнологии, космические, информационные и медицинские технологии. Сюда направляются ресурсы, следовательно, государство стимулирует стратегические направления, и это даёт свои плоды. Выставочная деятельность и в кризис в этом плане развивается».

«Следующий аспект, который я хотел отметить, — продолжил В.Л. Малькевич, — это качественный сдвиг, произошедший в настоящее время. От демонстраций изделий мы перешли к крупным форумам с обширной деловой программой. Современные выставки — место прямого общения между властью и бизнесом, отраслевыми специалистами и научно-техническим сообществом, рабочая площадка, на которой обсуждаются общегосударственные задачи, вырабатываются пути реализации национальных проектов. Например, смотр «Связь-Экспокомм-2010», организаторами которого кроме «Экспоцентра» выступила компания «Евроэкспо», стал местом проведения 30 конгрессных мероприятий. Среди них — Форум по управлению Интернетом, Совет по массовым коммуникациям, молодёжный фестиваль «Цифровой мир», спартакиада по компьютерному многоборью. Более того, прошло расширенное заседание коллегии Министерства связи и массовых коммуникаций с участием более чем 400 человек. Мы их принимали у себя в «Экспоцентре». Эта коллегия обсуждала вопросы развития информационных технологий, СМИ и цифрового телевидения.

Примером выставки как рабочей площадки для бизнеса может служить и смотр «Металлообработка-2010». В специально оборудованных модулях мы организовали прямые переговоры между поставщиками и заказчиками по поставкам комплектующих изделий и узлов по техническим заданиям заказчика. В итоге 400 встреч, и общая сумма заказов, по которым были там же на выставке подписаны контракты, на 700 миллионов рублей».

Говоря о дальнейшем участии России в международных универсальных выставках и критически оценив результаты последних государственных тендеров на проведение национальных выставок РФ в США и Франции, Генеральный директор «Экспоцентра» подчеркнул, что «положительный образ России сам по себе не сложится. Мы должны меняться, если хотим, чтобы менялась страна».

Дискуссия, которая состоялась в «ЭКСПО-VIP» клубе после сделанного В.Л. Малькевичем сообщения, отличалась остротой выступлений и откровенностью высказываний участников. Многие члены «ЭКСПО-VIP» клуба отмечали наличие позитивной выставочной динамики. Одновременно, высказывались критические замечания. Они, в частности, касались сложившейся практики проведения тендеров Минпромторгом на организацию национальных выставок России за рубежом. Участники дискуссии констатировали, что в проводящую тендеры комиссию входят одни лишь представители министерства, которые зачастую выбирают для проведения ответственных национальных выставок за рубежом никому не известные фирмы, не имеющие опыта такой работы, что уже привело к целому ряду провалов. Фиаско потерпели, в частности, слабо организованные смотры в Чикаго (США) и во Франции. По мнению профессионалов выставочного сообщества, такая практика в лучшем случае ведет к неэффективному расходованию средств государственного бюджета, а в худшем — создает искаженное представление о реальных успехах Российской Федерации в глазах перспективных зарубежных партнёров и инвесторов. Практически единодушным было мнение участников дискуссии о том, что назрел вопрос о создании уполномоченной федеральной структуры, целенаправленно занимающейся формированием позитивного имиджа нашей страны за рубежом, в том числе с точки зрения улучшения инвестиционного климата и привлечения новых технологий, и способной ставить перед выставочными операторами ясные задачи в этом направлении.

Во время поездки на Всемирную универсальную выставку ЭКСПО-2010 в Шанхай участники «ЭКСПО-VIP» клуба осмотрели экспозицию российского павильона, а также экспозиции павильонов Армении, Германии, Испании, Италии, Казахстана, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов, Республики Беларусь, Саудовской Аравии, Франции, Японии. Состоялись экскурсии по специализированным павильонам, посвященным автомобильному и железнодорожному транспорту, авиации, информационным технологиям.

Члены «ЭКСПО-VIP» клуба посетили Новый Шанхайский выставочный центр, где в дружеской обстановке пообщались с руководством одной из крупнейших выставочных площадок Юго-Восточной Азии.

По итогам заседания «ЭКСПО-VIP» клуба в Шанхае решено продолжить работу по обобщению опыта участия Российской Федерации во всемирных универсальных выставках с целью выработки предложений, направленных на совершенствование механизма продвижения положительного имиджа России выставочными средствами и возможностями.