Счетчики




Перед «ФСК ЕЭС» стоит задача разработки единой технической политики для всего электросетевого комплекса страны

Между тем, не дожидаясь принятия законодательной базы, РАО «ЕЭС России» реорганизует старые и создает новые субъекты рынка. 25 июня 2002 года — дата официального рождения ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»). О реструктуризации электросетевого хозяйства страны и задачах, стоящих перед ОАО «ФСК ЕЭС», мы беседуем с заместителем Председателя Правления компании Михаилом Тузовым.

— Начну с того, что РАО «ЕЭС России» в своей работе по подготовке к реформированию электроэнергетического комплекса России руководствуется постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 526. В нем оговорен первый этап реформирования, носящий в основном подготовительный характер к той масштабной реформе, которая начнется с принятием Госдумой пакета законов по электроэнергетике. На этом этапе предстояло создать Федеральную сетевую компанию, Системного оператора и генерирующие компании. Мы выполняем постановление Правительства, и никакой самодеятельности со стороны РАО «ЕЭС России» в данном случае нет.

Если говорить коротко, то смысл одобренной Правительством Российской Федерации реформы состоит в повышении эффективности российской электроэнергетики за счет отделения конкурентных секторов электроэнергетики от монопольных видов деятельности. Генерация и сбыт – конкурентные сектора по своей сути, и их либерализация позволит снизить стоимость конечного продукта — электроэнергии, сократить производственные издержки, привлечь дополнительные, так необходимые электроэнергетике, инвестиции.

При этом электросетевое хозяйство и диспетчеризация остаются естественными монополиями и государство будет усиливать свою роль в этих секторах электроэнергетики. Для этого и созданы «ФСК ЕЭС» и «СО-ЦДУ ЕЭС».

— Михаил Юрьевич, некоторое удивление и непонимание у многих специалистов, в том числе и западных, вызвал тот факт, что ОАО «ФСК ЕЭС», равно как и системный оператор, – 100%-ные дочерние общества РАО «ЕЭС России». По мнению разных специалистов, переход прав собственности на электросетевые объекты к вновь созданным компаниям влечет не усиление, а потерю государственного контроля за работой электроэнергетики России и не может быть оправдан переходом к рыночным принципам хозяйствования.

— Хочу еще раз сказать, что важнейшим принципом реформирования электроэнергетики является сохранение государственного контроля над Единой национальной электрической сетью (ЕНЭС) и диспетчерским управлением, а также обеспечение участия государства на всех этапах создания Федеральной сетевой компании и Системного оператора. Несмотря на то, что «ФСК ЕЭС» создано как 100%-ное дочернее общество РАО «ЕЭС России», компания имеет очень представительный Совет директоров, который возглавляет вице-премьер Правительства Российской Федерации Виктор Христенко. В состав Совета директоров также входят министр имущественных отношений Фарит Газизуллин, министр экономического развития и торговли Герман Греф, министр по атомной энергии Александр Румянцев, министр Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Илья Южанов, министр энергетики Игорь Юсуфов. Так что контроль за деятельностью «ФСК ЕЭС» полный и критика со стороны некоторых господ абсолютно не состоятельна – государство не потеряло контроль за электросетевым комплексом страны.

Более того, государство напрямую станет акционером Федеральной сетевой компании и получит в ОАО «ФСК ЕЭС» тот процент акций, который оно имеет в РАО, – 52%. Однако, как вы, наверное, знаете, в Государственной Думе Российской Федерации сейчас идет активное обсуждение вопроса о необходимости законодательного закрепления в государственной собственности 75%, и даже 100%, акций Федеральной сетевой компании. При всем при этом, по моему мнению, даже контрольный пакет акций позволит государству определять деятельность «ФСК ЕЭС».

— Вы упомянули понятие Единой национальной электрической сети. Что под ним понимается?

— Системообразующие электрические сети – стержень всей энергетики. Правительство Российской Федерации еще в 2001 году определило критерии, по которым сети должны относиться к Единой национальной (общероссийской) электрической сети. Это все сети и подстанции напряжением 330 кВ и выше без исключений, линии напряжением 220 кВ, обеспечивающие выдачу мощности генерирующих компаний на оптовый рынок, параллельную работу региональных энергосистем, выдачу мощности в узлы нагрузки с трансформаторной мощностью не менее 125 мегавольт-ампер. К ЕНЭС отнесены и линии, пересекающие государственную границу Российской Федерации, а также вся инфраструктура, обеспечивающая управление и обслуживание соответствующих указанным критериям линий и подстанций. Если говорить о физических параметрах, то к ЕНЭС, с учетом объектов, принадлежащих АО-энерго, относятся более 120 тысяч километров линий электропередачи и порядка 670 подстанций. Из них РАО «ЕЭС России» принадлежат 44 000 км линий электропередачи и 122 подстанции, которые оно в настоящее время вносит в уставный капитал «ФСК ЕЭС». Сейчас этот процесс находится в завершающей стадии — уже к 25 сентября 2002 года в «ФСК ЕЭС» было внесено более 50% электросетевых объектов, а завершится передача имущества, в соответствии с требованиями Закона об акционерных обществах в июне 2003 года.

— Все же многие не совсем понимают цели создания и задачи «ФСК ЕЭС».

— Цели создания Федеральной сетевой компании были определены уже в упоминавшемся постановлении Правительства Российской Федерации №526 — это сохранение и укрепление ЕНЭС, обеспечение единства технологического управления и реализация государственной политики в области электроэнергетики.
Сейчас, на начальном этапе осуществления своей деятельности, перед «ФСК ЕЭС» стоит целый комплекс взаимосвязанных производственных, организационных, управленческих задач и задач по подготовке к реформированию электроэнергетики.

Если говорить о главной оперативной задаче, то она заключается в обеспечении максимальной надежности энергоснабжения. Поскольку «ФСК ЕЭС» передана большая часть электросетевых объектов РАО «ЕЭС России», образующих ЕНЭС, теперь на нас лежит вся ответственность за их работу, и мы обязаны исключить саму возможность любых серьезных, масштабных аварий. Особенно важно обеспечить надежное функционирование электросетевого комплекса ЕНЭС в период реформирования электроэнергетики.

Следующее важнейшее направление работы – экономика, снижение затрат на передачу электрической энергии.

Нужно критически отнестись к тому, какие издержки мы несем в своей производственной деятельности. Мы анализируем загрузку нашего персонала, себестоимость работ. Сейчас рассматривается возможность привлечения внешних консультантов, которые проведут детальное исследование всех технологических затрат, связанных с эксплуатацией сетей. После всестороннего анализа будет разработан комплекс мероприятий по снижению производственных издержек, уменьшению численности обслуживающего персонала.

Также считаю важным направлением снижения затрат привлечение сторонних организаций для выполнения работ по эксплуатации линий электропередачи, проведению ремонта оборудования. Уже сейчас в этой работе мы можем использовать рыночные механизмы: можем выбирать поставщиков услуг, можем проводить тендеры по покупке нового и замене изношенного оборудования, часть работ по техническому перевооружению также возможно отдавать подрядным организациям. Конкуренция в подобных услугах должна стать одним из серьезных рычагов снижения издержек по эксплуатации и ремонту, поэтому мы будем активно заниматься покупкой услуг на рынке. Важным направлением снижения затрат на передачу электроэнергии является уменьшение потерь в электрических сетях. До сих пор технологические потери, если и считались, то далеко не до последней копейки. В ближайшем будущем «ФСК ЕЭС» напрямую станет отвечать за компенсацию рынку сверхнормативных потерь. Поэтому их снижение для нашей компании является очень важной задачей. Здесь в первую очередь необходимо решить очень важную проблему учета электроэнергии, поскольку сейчас далеко не все наши подстанции 220 кВ оснащены автоматизированной системой коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ).

В результате решения перечисленных мной задач мы должны постепенно, в течение 2-3 лет, выйти на те нормативы производительности, которые есть в лучших зарубежных сетевых компаниях.

Широкий круг вопросов, стоящих перед «ФСК ЕЭС», связан и с реформированием электроэнергетики.

Считаю, что основными из них являются:

  • создание технологической инфраструктуры рынка;
  • гарантирование равного доступа продавцов и покупателей на оптовый рынок электроэнергии;
  • превращение деятельности по эксплуатации электрических сетей в самостоятельный бизнес;
  • обеспечение «прозрачности» сетевого бизнеса и снижение издержек на передачу электрической энергии во всем электросетевом комплексе страны.

Основной задачей сейчас, на подготовительном этапе, является создание новой системы управления электросетевым комплексом.

ОАО «ФСК ЕЭС» должно сформировать законченную структуру Единой национальной электрической сети, включающую магистральные (то есть относящиеся к ЕНЭС) электрические сети АО-энерго.

Следующим шагом должно стать формирование единой системы управления, включающей и распределительные (не относящиеся к ЕНЭС) электрические сети АО-энерго.

Даже находясь в руках разных собственников, электросетевой комплекс должен иметь единое управление, проводить единую техническую политику, а потребитель его услуг в любой точке России должен иметь одинаковые условия подключения и равное качество сетевых услуг.

— Расскажите подробнее, что включает в себя создание новой системы управления электросетевым комплексом, принадлежащим сейчас АО-энерго?

— В результате проведения реформы предполагается создание двух групп сетевых компаний. Одна из них объединит магистральные сети АО-энерго, другая, холдинговая, – распределительные.

По границам существующих зон диспетчерского управления будут созданы 7 больших межрегиональных магистральных сетевых компаний (ММСК). После проведения независимой оценки стоимости в их уставный капитал каждое АО-энерго передаст свои сети, относящиеся к ЕНЭС. В результате АО-энерго станут обладателями пакета акций ММСК, пропорционального стоимости внесенного ими имущества.

На втором этапе акционером ММСК станет непосредственно Федеральная сетевая компания, которая будет осуществлять права мажоритарного акционера, управлять созданными компаниями.

Что касается распределительных компаний электросетевого комплекса, то реформой предусматривается создание на базе каждого АО-энерго распределительных сетевых компаний. Затем в рамках реализации мероприятий по межрегиональной интеграции их акции, принадлежащие РАО «ЕЭС России», должны быть переданы в семь учреждаемых холдинговых компаний.

Каждый из созданных холдингов будет отвечать за функционирование нескольких распределительных компаний. При такой организации управления Федеральной сетевой компании не потребуется непосредственно владеть имуществом распределительных сетей. ОАО «ФСК ЕЭС» будет осуществлять управление семью холдингами сетевых компаний в целом, при этом права акционеров ни в коем случае не будут ущемлены.

Такая система управления позволит проводить в электросетевом комплексе единую, более жесткую техническую, экономическую и кадровую политику. Гораздо более жесткую, чем в АО-энерго.

Отдельным вопросом во многих регионах страны стоит восстановление того сетевого хозяйства, которое мы практически потеряли из-за хронического недофинансирования текущей деятельности и отсутствия инвестиций. Я имею в виду электрические сети, принадлежащие муниципальным органам власти. Более эффективная работа АО-энерго в последние годы привела к тому, что сети, принадлежащие им, сейчас находятся в лучшем техническом состоянии, нежели муниципальные. И сейчас в большинстве случаев местные власти готовы отдавать эти сети в единую распределительную компанию с сохранением в ней своей доли акций.

Я считаю целесообразным объединение муниципальных распределительных сетей с распределительными сетями АО-энерго при выполнении следующих условий: сохранение контроля со стороны государства за вновь создаваемыми структурами; обеспечение уровня инвестиций, позволяющего не только производить ремонты, но и вкладывать достаточное количество средств в развитие распределительного электросетевого комплекса; сохранение единства управления всем электросетевым комплексом.

— Какие первые шаги в целом «ФСК ЕЭС» планирует предпринять в области технической политики?

— Перед «ФСК ЕЭС» стоит задача разработки единой технической политики для всего электросетевого комплекса страны. Чтобы добиться эффективности работы компании, нужны яркие, абсолютно новые подходы в технической политике. Мы внимательно следим за тем, что происходит на рынке высоких технологий, какие разработки могут предложить наши научные институты. Сейчас предполагается создание научно-технического центра «ФСК ЕЭС», который будет формировать техническую политику и реализовывать ее. Уже через год, а может быть и раньше, мы сможем такую политику принять и познакомить с ней все заинтересованные стороны.

— Закупками оборудования в РАО «ЕЭС России» занималось ОАО «Энергостройснабкомплект ЕЭС». Каковы будут отношения этой организации и «ФСК ЕЭС»?

— Идея создания «Энергостройснабкомплекта» заключалась в оптимизации закупок, которые ведутся для РАО «ЕЭС России» в целом. Все закупки проводились на основании тендеров, открытых конкурсов среди тех компаний, которые прошли аккредитацию в РАО «ЕЭС России», то есть подтвердили свою способность поставлять качественную и эффективную продукцию. Для организации этого процесса и был создан «Энергостройснабкомплект». Создание такой компании привело к существенным сокращениям издержек на закупки. Миноритарные акционеры отметили, что, когда все находится в руках одной компании, проще контролировать ее деятельность и осуществлять цивилизованную процедуру закупки. «ФСК ЕЭС» будет продолжать политику тендеров, углублять ее, делать ее более прозрачной. Не знаю пока, станем ли мы пользоваться услугами «Энергостройснабкомплекта» либо какой-то другой компании, но такая организация обязательно будет.

— Как скажется на тарифах на электроэнергию передача РАО «ЕЭС России» магистральных сетей в ОАО «ФСК ЕЭС»?

— На самом деле затраты на магистральный электросетевой комплекс и раньше включались в тарифы на электроэнергию, поэтому изменение собственника сетей не повлечет увеличения тарифов. Передача магистрального электросетевого комплекса в «ФСК ЕЭС» позволит более жестко контролировать издержки, сделать плату за передачу электроэнергии четкой и понятной. К тому же тарифы на услуги «ФСК ЕЭС» должны регулироваться государством.

Если говорить об услугах, оказываемых «ФСК ЕЭС», то они делятся на две крупные группы.

Первая и основная группа – услуги по передаче энергии по магистральным сетям. Плательщиками тарифа за эти услуги будут являться подключенные к сетям ЕНЭС региональные сетевые компании и потребители электроэнергии. Методика его расчета уже утверждена Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации. Тариф рассчитывается в зависимости от присоединенной мощности, зоны расположения потребителей, класса напряжений объектов ФСК, к которым осуществляется присоединение.

Вторая группа – услуги по новому присоединению или расширению уже существующего. Величина тарифа за эти услуги будет зависеть от технических условий присоединения. Плательщиками станут все субъекты рынка: и генерирующие компании, и распределительные компании, и потребители электроэнергии. При этом государство будет устанавливать и контролировать условия присоединения по единым для всех участников правилам.