Счетчики




В атомной энергетике планируют на десятилетия вперед, а не на сутки

Казалось бы, что максимальная покупка на регулируемом рынке энергии атомных генерирующих мощностей не только принесет пользу атомной энергетике, которая получает средства на развитие из тарифа, но и российским потребителям. Однако ситуация иная. Диспетчерские ограничения загрузки располагаемой мощности АЭС в 2003 г. превысили 3,5 млрд. кВт.ч, что составляет около 2,5 % от всей годовой выработки АЭС.

Также на ФОРЭМ за годы неплатежей скопились огромные задолженности перед производителями энергии со стороны энергосбытовых организаций, которыми ранее были только региональные дочерние компании РАО «ЕЭС России». Ситуация усугубляется еще и тем, что велика доля тарифного небаланса – неоплаченной, но потребленной электроэнергии. Такое возможно тогда, когда на оптовый рынок выдают свою продукцию в первую очередь самые дорогостоящие тепловые электростанции, а мощности АЭС, вырабатывающие недорогую электроэнергию, загружаются по остаточному принципу. Такой график загрузки приводит к тому, что сумма средств, собираемых с потребителей электроэнергии меньше, чем стоимость поставляемой электроэнергии. Поскольку доля АЭС на ФОРЭМ составляет за последние 5 лет свыше 40%, то неоплаченная (нераспределенная) товарная продукция ложится тяжким бременем на концерн «Росэнергоатом». Объем нераспределенной товарной продукции, приходящейся на «Росэнергоатом» на начало ноября 2003 года составлял 6 млрд 610 млн руб.

В России отсутствуют условия для того, чтобы независимый производитель самостоятельно мог реализовывать электроэнергию потребителям на взаимовыгодных условиях, минуя ФОРЭМ. Единственным способом реализации электроэнергии в соответствии с планом реформирования электроэнергетики России в настоящее время является участие в торгах на нерегулируемом рынке АТС. Однако более двух лет организуемый энергорынок далек от той модели, которая задумывалась основными производителями и потребителями энергии в России, правила ценообразования не являются достаточно прозрачными для субъктов–участников торгов, а многие проблемы антимонопольного характера вообще не разрешены. Кроме того, условия ценообразования для независимых производителей электроэнергии существенно ухудшены, в сравнении с аффилированными с энергомонополистом производителями.

Концерн «Росэнергоатом» имеет в тарифе на продажу своей электроэнергии инвестиционную составляющую, которая занимает около 40% тарифа. При этом энергия АЭС дешевле, чем энергия традиционных ТЭС. Однако для традиционных электростанций федерального уровня, которые будут достраиваться в ближайшие годы, инвестиционная составляющая не входит в тариф на электроэнергию на ФОРЭМ. Более того, традиционная энергетика получила своего рода льготу на весь переходный период реформирования электроэнергетики. Инвестиции не будут зарабатываться энергетиками в конкурентной борьбе с атомщиками на нерегулируемом рынке АТС. Инвестиционная составляющая на развитие традиционной энергетики осталась в абонентской плате за услуги РАО «ЕЭС России» и будет собираться как своеобразный налог на всех потребителей. Цена на электроэнергию ТЭС и ГЭС тем самым будет весь указанный период искусственно занижаться.

Тем не менее, концерн «Росэнергоатом» вынужден был выйти на нерегулируемый рынок до даты обязательного участия в секторе торгов 5-15% от всей выработки – до 1 января 2004 г. из-за снижения загрузки. Первый же день торгов с участием АЭС показал, что инфраструктура рынка не готова к проведению торгов, поскольку в них участвует малое число потребителей, несмотря на низкие цены на электроэнергию. Это можно объяснить плохой постановкой дела по подготовке потребителей к торгам, а также высокими технологическими и нормативными барьерами по выходу потребителей на нерегулируемый рынок. В результате выхода на рынок крупного производителя электроэнергии – концерна «Росэнергоатом», объемы торгов увеличились в несколько раз, а цена в отдельные часы снизилась до 0 (нуля) копеек за кВт-час.

Данный факт помимо отражения низкого уровня готовности нерегулируемого рынка свидетельствует еще и о том, что инвестиционная программа развития самой перспективной подотрасли энергетики – атомной энергетики, начиная со следующего года подвергается риску срыва. Дело в том, что инвестиционная программа развития концерна «Росэнергоатом» рассчитывается исходя из долгосрочной стратегии создания крупномасштабной безопасной и эффективной ядерной энергетики до 2020 года и на период до 2050 года. Основой составления стратегии развития служат: состояние и перспектива научно-технологических разработок в области ядерной энергетики; технологии и сроки строительства таких крупномасштабных объектов, как атомные станции; состояние и развитие машиностроительного и промышленно-строительного комплексов, системы образования, социальной инфраструктуры регионов расположения и строительства АЭС, а также многих других аспектов развития отрасли и среды. Учет и освоение всех указанных направлений заданы основными направлениями развития народного хозяйства и социальной сферы Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Например, создание основы энергетики XXI века - замкнутого ядерного топливного цикла требует завершения строительства более двух десятков ядерных энергоблоков третьего поколения безопасности, создания инфраструктуры цикла, строительства опытно-демонстрационных реакторов на быстрых нейтронах. Для достижения этой цели основным условием становится стабильное, надежное и достаточное финансирование. Это условие не выполняется при функционировании нерегулируемого рынка, особенно при действии неравных условий ценообразования для независимых производителей энергии.

Работа концерна «Росэнергоатом» - производителя недорогой по себестоимости электроэнергии, на нерегулируемом рынке привела к проявлению спекулятивных потенций нового рынка, когда при определенных условиях, манипулятивное повторение которых не исключается, цены на электроэнергию падают ниже минимума обеспечения эксплуатационных нужд производителей даже самой дешевой электроэнергии. Учитывая эти обстоятельства нельзя вести речь не только о реализации долгосрочной объективно необходимой для страны программы развития атомной энергетики, но и о функционировании Единой энергосистемы страны. Следует отметить, что подобного рода спекулятивные процессы привели к энергетическому коллапсу в Калифорнии (США), в результате чего на длительный период были парализованы все процессы жизнедеятельности в самом густонаселенном штате Америки.

Первые дни работы нерегулируемого рынка электроэнергии в России показывают, что отрасли народного хозяйства, которые имеют долгосрочную программу развития, теряют ориентиры в области планирования энергопроизводства и энергопотребления на длительный период. Соответственно, теряется основа для целенаправленного и рационального ведения хозяйства страны. Конкуренция производителей, которую ставили в основную заслугу при образовании нерегулируемого рынка электроэнергии, обернулась своей негативной стороной, перечеркивающей все положительные моменты – анархией производства.

Атомная энергетика – отрасль, где планирование осуществляется на десятилетия вперед. На спотовом рынке электроэнергии возможно планирование производства и потребления только на сутки вперед. Как показывает мировой опыт либерализации электроэнергетики, на спотовом рынке происходит продажа только нескольких процентов от всего объема производства электроэнергии в развитых странах мира (США, Скандинавия, Западная Европа). Причиной такого положения дел как раз и явилась необходимость обуздания анархии производства и создание благоприятных условий для долговременного планирования хозяйственного и социального развития стран. Природные, социальные и экономические условия России требуют полного учета мирового опыта либерализации энергетического рынка. Полный перевод всего производства энергии в России на спотовые торги на сутки вперед противоречит этому.